Франшиза – тип бизнес – модели, при которой владелец успешного предприятия – франчайзер передает свой опыт и технологии вместе с правом использовать бренд другому лицу. В рамках коммерческой сделки получает партнера – франчайзи, кто будет следовать готовой инструкции и открыв точку в новом месте, раскрутит с нуля до получения чистой прибыли. Франшиза – как авторская методичка с подробными инструкциями, рабочими материалами и инструментами по развитию бизнеса. Взамен франчайзи платит правообладателю паушальный взнос – крупный единоразовый платеж и каждый месяц перечисляет часть от прибыли или фиксированную сумму – роялти. Отношения сторон регулирует договор концессии, где описаны права и все обязанности участников, план развития, стоимость и процедура решения спорных вопросов.
Таким образом владельцы прибыльного дела развивают свой бизнес, ведь партнеры будут работать под тем же брендом и аналогичным наработкам. А новички получат готовую схему, следуя которой смогут открыть свою точку и выйти на постоянный доход, пусть даже с ежемесячными отчислениями. Путь уже пройден заранее, учтены ошибки и работать предстоит под именем компании с уже построенной репутацией на рынке.
Перед тем, как выбрать модель франшизы, стоит оценить все нюансы:
Плюсы | Минусы |
Готовый проект с подробной инструкцией для новичка, изложенной простыми словами | Франчайзинговые модели не дают развернуться предпринимателю, его действия контролирует правообладатель |
Возможность пройти обучение заранее у франчайзера – вебинары, стажировка, консультации у опытных сотрудников | Паушальный взнос может обойтись в пару млн и каждый месяц надо выплачивать часть прибыли – роялти |
Есть готовые примеры уже стабильно работающих точек перед глазами | Нет 100% гарантии достигнуть успеха даже следуя готовым схемам |
Постоянная связь с франчайзером, он будет контролировать процессы удаленно на первых порах | Обязан придерживаться общей политики, принятой в сети, отчитываться регулярно, и любая ошибка может стать причиной расторжения договора |
Большой шанс окупаемости своих затрат, выйти за несколько месяцев с минуса до чистой прибыли с минимальным риском | |
Достаточно изучить материалы проекта – уже готова тема, дизайн оформления помещения, подсчитаны затраты и есть требования к персоналу. | |
Франчайзер может покрыть часть расходов партнера, это будет отражено в договоре – аренда помещения, ремонт, покупка оборудования, даже зарплата сотрудникам первые месяцы |
Существуют разные виды франшиз, определяющиеся нюансами отношений между сторон.
Классическая франшиза
Стандартная бизнес – модель, где партнер строго придерживается правил, разработанных франчайзером, например, сеть кофеен или магазины «Пятерочка» работают по общему принципу. Меню и продукты в филиалах одинаковые, цены тоже не отличаются. Франчайзи отдает паушальный взнос, чтобы стать партнером и регулярно перечисляет рояли по указанной в договоре сумме. Правообладатель следит за его работой, требует отчитываться каждый месяц, устанавливает процент торговой наценки и контролирует размер прибыли. Важные вопросы также решает он, определяя, что входит в обязанности управляющего, это позволяет начинающему предпринимателю быстрее пройти начальный этап и выйти на прибыль. Такая франшиза редко используется в России, ведь большинство людей предпочитают работать самостоятельно, а не быть исполнителем.
Свободная франшиза
Позволяет франчайзи «быть хозяином положения» с возможностью самому принимать решения относительно бизнеса – расклад товара и цены, расчет наценки, поиска сотрудников, арендные отчисления и пр. Партнер сам ответственен за прибыльность своей точки и риски, может создавать отдельный сайт и менять дизайн помещений. По сути, при данной схеме правообладатель выступает поставщиком, а покупатель – тот же исполнитель, но с рядом прав:
- использование бренда и товарного знака организации;
- работать под уже известным именем;
- получение консультаций опытных менеджеров бесплатно;
- прохождение обучающих курсов, стажировки и тренингов франчайзера;
- покупка материалов и товаров с хорошей скидкой.
Преимущество схемы – свобода действий, нет требований ведения отчетности. Дополнительно получает готовый список из проверенных поставщиком, с которым компания наладила отношения с выгодными условиями. Первоначальный взнос будет минимальным и роялти невелики, это позволит новичку открыть дело, не имея больших накоплений. Из недостатков – прибыль и работа точки полностью зависит от франчайзи, он несет ответственность за любые упущения. Что главное – правообладатель почти не контролирует работу партнера и такая франшиза на российском и международном рынках весьма популярна.
Серебряная франшиза
Самая дорогая модель, зато и наиболее удобная, когда франчайзер передает бизнес своему партнеру «под ключ» взамен на определенную сумму оплаты. Позволяя начать предпринимательскую деятельность самостоятельно, без ограничений. Арендатор – франчайзи получает 100% право работать как ему захочется, по собственному усмотрению использовать наработки и бренд. Название новой точки аналогичное, основные элементы (дизайн, меню или услуги в салоне) – тоже. Организатор не будет контролировать совсем, единственное условие – обеспечивать каждый месяц нужный уровень прибыли после запуска, что будет отражено в договоре. Такая франшиза востребована в Европе, где самостоятельность на рынке ценится высоко. Однако и затраты будут выше – франчайзи придется оплачивать аренду помещения, стоимость оборудования, закупать материалы и решать все организационные вопросы самому. Следить за качеством обслуживания, подбором персонала и общей работой центра, работая как отдельный ИП.
Франшиза в аренду
Бизнес – модель аналогична предыдущей – франчайзер сам ведет дела при сохранении конфиденциальности. Запускает один или несколько филиалов на базе наработок партнера, но отвечающий собственным нормативам. Сохраняет фирменный стиль оформления помещений, меню, политику управления и цены – все элементы. И права собственности остается у владельца, франчайзи тут будет представителем, за работой которого следит руководитель. Партнер лишь ведет дела, получая взамен часть с прибыли. По сути, франчайзи тут не полноценный «ученик», перенимающий опыт наставника, а наемный сотрудник. Так работает сеть ресторанов, аптеки и салоны красоты, где все, включая рекламные баннеры, каталог продукции и дизайн буклетов – одинаковое, филиалы идентичны головной точке.
Мастер – франшиза
Называется еще «золотой» — дает возможность франчайзи перепродавать бренд франчайзера, делая свое коммерческое предложение клиентам по стране, не ограничиваясь своим регионом. Конечно, правообладатель контролирует сделки и географический охват, получая часть от прибыли. Еще при мастер – франшизе партнер может занять определенный регион, один или два – три, количество заранее обговаривается сторонами и будет закреплено в договоре. И в том регионе он будет единоличным хозяином – продавцом и управляющим одновременно.
Корпоративная франшиза
Бизнес – модель франшизы, при которой франчайзер строго контролирует партнера. Он распоряжается активами и можно сказать, удаленно направляет действия предпринимателя, позволяя избежать ошибок новичка. Тот не вправе принимать решения и действовать без согласия другой стороны. Еще не может расторгнуть договор по своей инициативе или открывать на земле правообладателя аналогичный бизнес, но с новой торговой маркой. Все обязательства прописаны в документах – суммы выплат, срок действия соглашения, чего нужно избегать, как и санкции за нарушения. Договор состоит из подробного описания рабочих обязанностей франчайзи, включая маркетинговую политику, частоту передачи отчетов, зарплата персонала и пр. Строгий контроль, зато взамен покупатель франшизы получает готовый план действий с обучающими курсами как открыть точку, найти арендодателя, провести ремонт, нанять продавцов (персонал), проводить рекламные рассылки для привлечения первых клиентов и пр. Правообладатель на связи в случае возникновения проблем и проще выйти на положительный результат, пользуясь опытом знающего предпринимателя.
Импортозамещающая франшиза
Одна из первых франшиз в России, по которой предприниматели вели дела в 90-е годы. Партнер брал лишь идею бренда как основу, придумывал свое название и развивал бизнес, следуя зарубежной концепции. Из-за того, что система была незаконной тогда, точки быстро закрывались, а сейчас – вполне официально, если стороны заключат договор. И благодаря развитию интернет – технологий, можно связаться с зарубежным правообладателем, что часто происходит в странах СНГ.
Разновидности франшиз по критериям
Критерии | Формы франшиз | Характеристика |
Характер сотрудничества | Производственная | Правообладатель дает возможность партнеру производить товары по своему бренду. Нужны крупные инвестиции и покупателей выбирают из тех, с кем франчайзер ранее сотрудничал |
Товарная | Франчайзер выпускает свою продукцию, а франчайзи – становится продавцом в своем магазине под брендом владельца. Характерно отсутствие роялти — выплат и паушального взноса | |
Сервисная | Франчайзи предоставляет клиентам услуги, но может и производить товар отдельно, например, при фаст — фуде | |
Работа на месте | Исключительная | Право работы с брендом получает один франчайзи на заранее определенной территории. Он не вправе передавать свои полномочия другим лицам в том же регионе |
Неисключительная | Франчайзер сотрудничает с множеством франчайзи, которые работают на общей территории (один город или регион). Характерно для недорогих франшиз с высокой конкуренцией или географический охват не влияет на размер прибыли. Например, продуктовые магазины вроде «Пятерочки» — открытие даже двух точек в одном районе не снизит прибыльности | |
Мастер — франшиза | Франчайзи приобретает вместе с правом открывать предприятия еще и продавать это право другим лицам, проводить маркетинг, рекламируя франшизу, взимать роялти и контролировать их работу. Такой партнер работает отдельно, считается субфранчайзером или посредником. Только будет выплачивать часть прибыли правообладателю и поддерживать связь в выбранной заранее форме (частота, вид). | |
Финансовая модель | Деловая | Правообладатель передает партнеру возможность работы под своим именем и своим наработкам, но будет контролировать его. Франчайзи обязан предоставлять новости о работе бизнеса, уведомлять о решениях, что планирует сделать и пр. Взамен при покупке франшизы получает готовые сервисы, контакты поставщиков, меню и прочие инструменты для быстрого развития точки |
Обратная | Система без отчислений роялти, включает обратное вознаграждение от франчайзера. Используется в ритейле, когда франчайзи покупает / берет в аренду помещение, открывает там магазин и продвигает его, получая доли от продаж. | |
Мягкая | Средний вариант – на старте головной офис вкладывает средства и сам открывает точку, передав франчайзи за его вложения пакет «под ключ» готовую программу развития. Партнер ведет дела и когда предприятие разрастается, может купить его, переходя на классический франчайзинг. | |
Степень контроля | В аренду | Франчайзер вкладывает деньги и открывает подразделение, передавая уже готовым партнеру за фиксированную сумму ежемесячных отчислений. Последний служит управляющим – работает на точке, соблюдая стандарты и заданный владельцем график, без права решать что-то самому. Даже за рекламу, блюда в меню или услуги в центре красоты (зависит от сферы деятельности) отвечает правообладатель |
Серебряная | Франчайзи получит больше поддержки от правообладателя и больше возможностей, что помогает быстрее развить дело. Сотрудничество начинается с обучения партнера, оказания ему маркетинговой поддержки на старте и доступом к информации. Помогает с выбором оборудования, ремонтом помещения и в организации производства. Жесткого контроля нет, он может вводить новинки, какие хочет, например, пересмотреть рецепты приготовления кофе или дизайн оформления зала. Каждый аспект не нужно обсуждать с владельцем бизнеса. | |
Свободная | Предприниматели пользуются раскрученным брендом и другими инструментами компании, но более независимы. Могут изменить стиль управления, оформление помещений, меню и маркетинговые стратегии. Выбирать своих поставщиков и ввести внутренние правила. |
Франшизы делятся еще по ряду функциональных признаков:
Бизнес – модель франшиза используется и в кино – при создании сиквела, приквела или связанного с каноном фильма. Дает возможность брать за основу сюжет, персонажей, обстановку и антураж произведения как интеллектуальной собственности правообладателя. Например, магазины, продающие фигурки Бэтмена используют чужие идеи и в таком случае, должны каждый месяц отчислять роялти владельцу прав – компании Warner Bros. Законодательством не определены нюансы сотрудничества между участниками франшизы, данную модель можно применить к разным сферам, закрепляя права и круг обязанностей сторон в соглашении. Юридическим обоснованием заключения сделки служит договор, который желательно составлять в присутствии юриста.