18 марта 2024
4 мин.

Что такое франшиза, ее виды

Что такое франшиза? По определению Международной франчайзинговой ассоциации, франшиза, или франчайзинг, — это способ распространения товаров или услуг. С одной стороны выступает правообладатель (франчайзер), которому принадлежит торговая марка, разработанная им детальная бизнес-модель. С другой стороны права на использование приобретает франчайзи, который вносит первый (паушальный) платеж и регулярно оплачивает франчайзеру процент с продаж или роялти.

Конкретный вид франшизы зависит от того, права на какие действия передаются франчайзером. Франшиза бывает:

  • Товарная. Франчайзи имеет право продавать товары, выпущенные франчайзером под его торговой маркой. Договор может регламентировать порядок продаж, внешний вид магазина, его ассортимент, использование торговой марки и т. д.
  • Сервисная. Франчайзи предоставляет услуги под узнаваемым брендом франчайзера. При необходимости франчайзер поставляет оборудование, занимается маркетингом.
  • Производственная. Франчайзи имеет право производить товары франчайзера. Он получает чертежи, технологические описания, права на использование патентов, также сырье или детали. Качество выпускаемой продукции и ее характеристики строго контролируются франчайзером.
Рукопожатие: Freepik/yanalya

Отдельный комплексный вариант франшизы — это приобретение полной бизнес-модели. Франчайзи покупает лицензию на ведение бизнеса. Франчайзинговый договор может содержать мельчайшие детали, как например, размер пуговиц на униформе работников. Франчайзер передает полную бизнес-модель — от брендбука до инструкций обучения персонала.

Как работает франшиза

Как работает франшиза? В основе работы по франшизе лежит юридическая договоренность между франчайзером и франчайзи. Простыми словами: франчайзи за деньги приобретает у франчайзера лицензию или попросту «арендует» его бизнес-модель. При этом на создание бизнеса тратятся именно деньги франчайзи.

Детальное определение франчайзера и франчайзи дает ресурс о франчайзинге Franchise Business Review:

  • Франчайзер — это материнская компания, которая продает права на франшизу своего бренда потенциальным франчайзи. Франчайзер — это тот, кто разработал компанию, бренд и операционные системы, а теперь предлагает франчайзи права на проверенную бизнес-модель, узнаваемый товарный знак, устоявшиеся бизнес-системы.
  • Франчайзи — это физическое лицо, которое покупает права на продажу продуктов или услуг и использует проверенную бизнес-модель франчайзера.

Самый узнаваемый пример франчайзинга — сеть ресторанов McDonald’s. Их точки продаж устроены настолько одинаково (ассортимент фастфуда, его вкус, интерьер, униформа, рекламные вывески), что создается впечатление, будто они имеют одного владельца. На самом деле, только небольшая часть заведений принадлежит материнской компании. Остальные находятся в собственности местных компаний. Франчайзинговый договор оговаривает наименьшие детали, например, точную цветовую гамму или размер полочек. Поэтому все рестораны этого бренда выглядят одинаково.

Вывеска ресторана McDonald’s: Unsplash/Erik Mclean

Сколько стоит франшиза? Конкретная стоимость франшизы зависит от франчайзера. К основным расходам на начальном этапе относится паушальный взнос — стартовый взнос за приобретение прав на франшизу, — а также затраты на открытие бизнеса. В ряде франшиз франчайзер участвует в расходах на открытие. В дальнейшем франчайзи, как правило, регулярно выплачивает франчайзеру роялти или определенный процент с продаж. Также он может платить взносы на маркетинговые кампании или юридическое сопровождение.

Преимущества и недостатки франшизы

Как разъясняет информационный ресурс о финансах Investopedia, сотрудничество в виде франчайзинга удобно одновременно как франчайзеру, так и франчайзи. Преимущества этого способа ведения бизнеса такие:

  • Низкие затраты на открытие. Затраты франчайзи на открытие бизнеса будут значительно ниже, чем открытие собственного дела с нуля. Также франчайзинг предоставляет франчайзи регулярные маркетинговые кампании высокого уровня, часто дает доступ к налаженной логистике.
  • Узнаваемость. Многие бизнесы тратят месяцы или годы на узнаваемость. В случае с франчайзингом узнаваемость бренда уже есть, соответственно клиентская база создается быстро.
  • Деловая практика. Франчайзи не нужно прощупывать рынок путем проб и ошибок, он использует готовую и проверенную бизнес-модель франчайзера.
  • Помощь франчайзера. Франчайзер заинтересован в прибыльности бизнеса франчайзи, ведь это и его доход тоже, поэтому будет всячески способствовать его успеху.

Хотя франчайзинг кажется молодым бизнесменам идеальной формой сотрудничества, но у него есть ряд недостатков:

  • Отсутствие полной свободы действий. Хотя франчайзи действительно владелец бизнеса, он почти не имеет автономии. Часто бизнес-модель использования франшизы предусматривает строжайшее соблюдение мелочей. Например, франчайзи не может поставить в заведении большой стол, положить на одну оливку больше в салат или продать мороженое собственного производства, если это не предусмотрено договором.
  • Высокая зависимость. Рекламные кампании и глобальные решения зависят от компании-франчайзера, а не владельца конкретного бизнеса. Поэтому просчеты франчайзера непосредственно влияют на доходы всех франчайзи.
  • Потеря франшизы. Много усилий при франшизе тратится именно на соответствие брендбуку, операционной книге и другим требованиям франчайзера, иначе франшиза будет отозвана, а бизнес потерян.

Франчайзинг как форма сотрудничества выгоден для быстрого старта бизнеса. Такой бизнес не подойдет тем предпринимателям, которые стремятся к полной свободе действий.

Франшиза помогает быстро открыть бизнес с нуля. Молодой предприниматель на основе договора франчайзинга получает готовую рабочую бизнес-модель. В то же время он ограничен в ведении бизнеса требованиями франчайзера, а паушальный платеж за приобретение прав может быть высоким.

Нужна консультация
прямо сейчас?

Оставляйте заявку, и мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время, чтобы обговорить наше дальнейшее взаимодействие!