Бизнес – модель – метод, на основе которого предприятие построено и работает, реализуя свои товары или услуги на рынке. И франшиза – как разновидность таких бизнес – моделей, сегодня весьма популярна среди начинающих предпринимателей, давая возможность новичкам начинать не с нуля, а идти протоптанной другими дороге. Конечно, 100% гарантии успеха даже франшиза раскрученного бренда не гарантирует, у метода есть свои недостатки и ограничения, о которых подробнее в статье.
Что это и какую роль играет
Франшиза – с французского franchise – «привилегия» или «лицензия», право использовать бренд, логотип, товарный знак, дизайн оформления помещений и налаженную систему успешного бизнеса. Бизнес-модель франшизы, где собственник – продает второй стороне – покупателю за деньги (паушальный взнос и роялти) отчисления право на развитие бизнеса с подробной инструкцией.
Владелец уже раскрученного бренда — франчайзер, имеющего несколько филиалов и налаженную систему сбыта продукции, разрабатывает подробный план ведения дел с момента открытия точки до получения чистой прибыли. И предоставляет заинтересованному лицу в рамках договора, предоставляя доступ к товарному знаку, право использования уникальных технологий производства и пр. Покупатель – франчайзи, сможет производить и сбывать товары / оказывать услуги от имени франчайзера, способствуя развитию бизнеса по франшизе. Действует по методичке, повторяя уже отлаженную схему. Взамен правообладатель получает первоначальный взнос и ежемесячные отчисления – роялти. Сделка не завершается передачей материалов, стороны продолжают взаимодействовать между собой, таким образом, совместно укрепляя позиции компании на рынке.
Ключевые параметры франшизы
Франшиза позволяет начинающим предпринимателям быстрее освоиться на рынке с минимальными знаниями при поддержке уже знающих специалистов:
- Быстрый рост – франшиза открывает возможности для быстрого развития через открытие филиалов или партнерских единиц по городам. Таким образом франчайзер охватывает больше регионов и даже стран благодаря франчайзинговой сети – его партнеры управляют бизнесом по городам, следуя общей методике.
- Хорошая возможность для вложения средств с полным контролем процесса. Инвестор сам будет работать с момента открытия точки до полной окупаемости инвестиций.
- Все инструменты по раскрутке готовы и под рукой – разработан бренд, продукция компании известна на рынке. Можно сэкономить на рекламе – обойтись отдельными предложениями с рассылкой по соцсетям, уведомляя людей об открытии точки в их городе. Маркетинговые программы уже заложены в пакет. Остальные процессы тоже понятны, пакет франшизы включает пошаговый план, достаточно лишь следовать ему – арендовать помещение указанной площади, провести ремонт (дизайн готов), нанять персонал и пр.
- На раскрутку нового бренда может уйти несколько лет и нет гарантии успеха — на раскрутку нового бренда может уйти несколько лет и нет гарантии успеха, здесь же по готовой схеме с момента запуска и до стадии получения чистой прибыли пройдет несколько месяцев, максимум год.
- Минимизация рисков – в пакете франшизы есть понятные инструкции по раскрутке новой точки, таким образом предприниматель избегает ошибок новичка. Вдобавок, может пройти обучение перед открытием своего бизнеса, что позволяет оценить нюансы. Работает с устоявшимся брендом по успешной модели, что снизит риск банкротства. Франчайзер может дополнительно обучать партнеров, передавая им свой опыт и умения, давать доступ к своей клиентской базе и операционной системе, помочь на первых порах финансово. Подсказывает, с чего начать после заключения сделки, стоит ли арендовать выбранное помещение и пр.
- Брендовое признание – вместо неизвестного, предприниматель воспользуется раскрученным именем, получая преимущество среди конкурентов на местном рынке.
- Желая быстрее вывести новичка к прибыли, франчайзер собрал в своем предложении лучшие методики и приемы, заранее предусмотрев риски. Франчайзи достаточно будет применить наработки с учетом текущей обстановки.
Получается, франшиза – как большая методичка, написанная опытным бизнесменом с пошаговой инструкцией и материалами. Еще отношения между партнерами, заключившими соглашение, продолжаются – франчайзер консультирует, делится советами по решению возникающих проблем, оценивает работу «младшего брата». Помогает быстрее выйти на прибыль.
Финансовая сторона сделки
Развитие бизнеса по франчайзинговой модели осуществляется так: франчайзер – правообладатель и продавец, франчайзи – покупатель и ученик, кто получает готовую систему, по которой будет вести дела. Передача прав между сторонами осуществляется в рамках соглашения, где кроме прав и ряда обязанностей сторон будет освещен и финансовый вопрос. За право производить брендовый товар или оказывать услуги, получатель оплачивает:
- Паушальный взнос – еще называется лицензионным, единоразовый платеж крупной суммой или равными частями при подписании соглашения.
- Роялти – фиксированные или процентные регулярные платежи за возможность пользоваться раскрученным брендом и другими инструментами.
Таким образом франшиза позволяет не только расширять бизнес, но и служит постоянным источником дохода, особенно при установке процентной ставки. Тогда чем больше клиентов будет у франчайзи и выше прибыль, ведь роялти они перечисляют каждый месяц.
Договор франшизы
Юридическим обоснованием деловых отношений между партнерами служит договор, составленный в рамках законодательства, где содержатся все подробности сделки:
Аспекты | Описание |
Предмет сделки | Какие элементы включает пакет франшизы – уникальный бренд, товарный знак, методы работы с подробными инструкциями, фото – видео материалы, документы |
Данные сторон | ФИО, их роли в сделке, права и круг обязанностей, способы разрешения споров, может быть – требования к франчайзи (стандарты качества), обучение и поддержка |
Юридический аспект | Какие документы и материалы будут переданы, включая лицензию на ООО или ИП (зависит от типа юридического лица) |
Срок и место действия | Когда и где происходит заключение договора, сколько времени он будет действовать – как долго партнер может использовать фирменный бренд, порядок расторжения. |
Финансы | Размер паушального взноса и ежемесячных платежей – сумма, которую франчайзи должен платить регулярно. |
Поддержка | На какие преференции от правообладателя франчайзи может рассчитывать – определенную сумму на покрытие первых расходов (аренда, закупка оборудования, ремонт). Поставка оборудования с головного предприятия, ежемесячные отчисления на аренду и зарплату сотрудникам – решает сам продавец. Такие меры поддержки клиентов помогают снизить расходы и впоследствии окупаются быстрым развитием новой точки. Доступ к общей информационной базе, контактам поставщиков, обмен новостями между участниками сети, консультации и обучение. |
Права и механизм | Особенности использования получателем, предоставляемой бизнес – модели как интеллектуальной собственности владельца. Список правил, широта полномочий и ответственности, какие решения франчайзи может принимать самостоятельно, а какие необходимо согласовывать |
Спорные вопросы | Порядок разрешения форс – мажорных ситуаций, возможные санкции от правообладателя за определенные действия партнера |
Каждый договор франшизы по – своему уникален, нет идеального содержания – можно дополнительно указать возможные риски, ожидающие получателя услуг. Временные рамки, за которые франчайзи следует раскрутить свой бизнес и размер затрат.
Разновидности франчайзинга
Бизнес – модель бывает разных форм, это характеризуется условиями сотрудничества участников:
- Прямой франчайзинг – самый первый в истории появления франшизы, когда продавец предоставляет возможность использовать свой бренд и остальные инструменты построения успешного бизнеса лишь одному партнеру. Деятельность исполнителя находится под контролем правообладателя, он несет ответственность в случае неудачи. В сделке может быть указана и территория ведения бизнеса.
- Субфранчайзинг – с подключением к схеме третьего лица – как посредника, кто, получив часть прав, реализует это третьим лицам, выплачивая часть прибыли владельцу. Популярна в России и некоторых странах СНГ.
- Мастер – франшиза – напоминает субфранчайзер, но с другим уровнем сотрудничества, тут посредник обладает всеми полномочиями владельца. Управляет своим бизнесом как хочет, принимая любые решения, начиная с аренды помещения и подбора сотрудников, до продажи другим людям франшизы и получения выплат каждый месяц от них. Так сеть покрывает большую территорию – в пределах одной страны или за рубежом. Подобная стратегия характерна для крупных организаций, на российском рынке не слишком популярна.
- Обратный франчайзинг – в котором франчайзи активно реализует продукцию компании, получая взамен процент с чистой прибыли. К примеру, предприниматель открыл новое кафе по франшизе, а фирменные пирожные туда поставляют напрямую с головного предприятия. Подобная схема удобна для новичков – на открытие бизнеса требуется меньше вложений, поэтому управлять, не углубляясь в производство.
- Мягкий франчайзинг – когда владелец известного бренда сам открывает магазин (точку) и говорит, что делать, а франчайзи нужно вести дела, оплачивая часть от стоимости франшизы, либо только роялти. Придерживаться внутренней политики компании с соблюдением конфиденциальности. Покрывает основные категории расходов — на закуп продуктов и аренду, ремонт помещения, заодно несет ответственность за риски, связанные с созданием товаров и сбытом.
В законодательстве нет строгих рамок, ограничивающих подобную деятельность, нюансы сотрудничества определяют сами участники сделки.
Существует еще несколько видов франчайзинга:
Наименование | Характеристики |
Товарный | Продажа товаров через торговые сети. Например, магазины «Пятерочка», «Перекресток Экспресс» или «Лукойл» |
Производственный (промышленный) | Головное предприятие предоставляет методики производства товаров франчайзи, которые повторяют их в своих филиалах |
Сервисный | Передача клиентам права открывать новые точки реализации услуг от общего бренда. Как сетевые кафе, рестораны или салоны красоты |
Часто торговый франчайзинг объединяют с промышленным, когда одна компания занимается производством своей продукции и имеет налаженную сеть сбыта.
Как сделать, чтобы франшиза быстрее окупилась
На разработку подробного бизнес – плана правообладатель тратит достаточно времени, средств и сил, есть ряд рекомендаций, способных наладить развитие бизнеса по франчайзинговой модели. Поэтому коммерческое предложение сопровождается целой презентацией, где франчайзер расскажет о своей деятельности, сколько прибыли можно получить (порой ежемесячный доход с точки доходит до пары млн рублей). Какие элементы включает пакет – обучение, документы, поддержка и пр. Так потенциальные клиенты будут знать, какую схему развития бизнеса покупают и что их ждет в перспективе. Сроки окупаемости – за сколько времени франчайзи отобьет свои инвестиции и конкретные шаги, которые надо предпринять для этого.
Создать не один, а несколько пакетов на выбор с разными показателями и уровнем сложности. Базовый, продвинутый (медиум) и максимальный – если базовый содержит верхушку концепции бизнес – модели, то максимальный передает весь опыт с наработками. Пакеты будут отличаться по содержанию и стоимости, франчайзи может выбрать любой, это также влияет на длительность обучения. При базовом можно начать быстрее, максимальный потребует больше времени, зато на будущее позволит обрести полную самостоятельность как бизнесмену.
Регулярно проводить маркетинговые исследования на рынке, следить за работой конкурентов и новостями, чтобы бизнес – модель отвечала современным реалиям и оставалась эффективной. Улучшить качество услуг помогают и социальные опросы – анкеты, просить пользователей оценить сервис по шкале 1/5 и пр.
Кроме пошаговых инструкций, с помощью которых новичок может стать профи, проводить еще обучение партнеров, по возможности, провести стажировку в своем предприятие. Тогда новички лучше освоят нюансы ведения бизнеса и общую концепцию модели под руководством наставников и поймут, подходит ли им подобная сфера. Видеоуроки, тренинги и курсы с разбором всех тем, касающихся сферы деятельности предприятия, участие в подкастах, освещая самые важные аспекты развития дела по франшизе. Например, рекламная кампания, поиск первых клиентов, решение организационных вопросов, работа с проверенными контрагентами и пр.
Быть всегда на связи – не просто поддержка на каждом этапе, а зарегистрировать новичка в базе, предоставив полный доступ к справочникам, каталогу продукции, списку поставщиков и внутренней сети, возможно, операционное управление на первых порах. Проводить регулярные собрания, где участники делятся новостями, обсуждают разные темы как изменение цен или новые товары в каталоге и назначить ответственного за обратную связь менеджера с главного офиса. Удобно поддерживать общение между участниками сети по интернету, в таком же формате проводить мероприятия – конференции, презентации новых продуктов и пр. Дать возможность франчайзи предлагать собственные проекты для повышения узнаваемости, свежий взгляд полезен и развивает самостоятельность новичка. Постоянная связь укрепляет деловое взаимодействие сторон, заодно позволит быстрее решать организационные вопросы по оплате и другим аспектам, делится показателями, сравнивая уровень прибыльности точек и получать консультацию от эксперта. Помогает поддерживать репутацию бренда и быстрее развиваться, что требует от каждого участника максимум отдачи. Создать не просто партнерские, а командные отношения ради достижения успешного будущего в плане развития сети.
Материальная поддержка – как Ozon, которые выплачивают определенную сумму, покрывающую расходы на аренду помещения, ремонт «под ключ» и приобретение мебели (оборудования). Чтобы в рамках франшизы франчайзи получал не только документы, текстовые файлы и фотографии с обучением, но и подъемные средства на старте. Пусть франчайзер делает смету расходов заранее, однако на практике цифры могут быть выше, поэтому матподдержка будет полезна.